Будь реалистом, проси невозможного!
*Ужасаюсь тому количеству подчинения, которое на протяжение жизни залито в кровь человеку.
Наливают, отпускают, наливают, отпускают, как в заводе по производству напитков.
Наполняют тару какой-нить жидкостью, упокуют в коробку и отправят в ларьки и магазины на продажу.
И не во сне происходит переливание, не во сне. Когда ты спишь на тебя почти невозможно воздействовать*
Теория подчинения часть первая. Стэнли Милгрэм.
Люди издревле привыкли подчиняться вышестоящим. Будь то вождь или шаман племени, будь то царь (король, император), будь то президент. И часто эти люди выполняли самые ужасные приказы: расстреливали толпы людей, вырезали мирные
деревни, казнили преступников (а точнее тех, кого назвали преступниками), бомбили мирные города, выжигали напалмом селения. И эти жертвы ни в чём не провинились перед палачами, даже часто они абсолютно не были знакомы. Сущность такого подчинения, когда одни люди готовы приносить страдания другим, исследовал американский психолог Стэнли Милгрэм (Stanley Milgram). Он провел за свою жизнь немало экспериментов, самый известный из которых будет описан здесь.
Милгрэм подал объявления в газету примерно такого содержания «требуются добровольцы. Оплата 6$/час». Добровольцев назначали «учителями», они должны были протестировать «ученика» на знание выученных слов (их сначала с помощью «учителя-добровольца» и заучивал «ученик»). Перед «учеником» ставилась задача заучить список иностранных слов. «Ученик» садился за своеобразный электрический стул. Если он ошибался, то «учитель» должен был наказать его, приведя в исполнения один из 30 рубильников, первый бил на 15 вольт, последующие увеличивали напряжение с шагом в 15 вольт до 450. Также в эксперименте присутствовал «руководитель» - сам Стэнли Милгрэм. «Руководителя» отличал белый халат и то, что он представился добровольцу руководителем.
Официально считалось, что это - научный эксперимент, в ходе которого изучаются способы запоминания. Был договор, что "учитель" мог отказаться от своей роли на любом этапе эксперимента (с потерей «зарплаты»).
Реальность же эксперимента была совершенная иная. Милгрэм пытался понять, какое количество обыкновенных, психически здоровых людей, в которых были как и мужчины, так и женщины, дойдут до 450 вольт, то есть причинят реальный вред другому, незнакомому им человеку – «ученику», по указке «руководителя».
«Учеником» был нанятый актер. Он искусно имитировал боль и страдания от ударов током. По «сценарию» он должен был довольно таки быстро перестать отвечать на вопросы, он должен был имитировать потерю сознания, конвульсии и прочее.
Перед экспериментом Милгрэм пообщался со знакомыми психиатрами, психоаналитиками и поинтересовался у них какой процент из 100 участвующих, опустят все 30 рубильников. Ответ был единодушный: 1 процент, и то это будет маньяк-садист.
В эксперименте участвовали, как и мужчины, так и женщины – все абсолютно нормальные, психически здоровые люди. «Руководитель» заранее предупредил, что ответственность он берет на себя.
Результат эксперимента был шокирующим. 63 человека из 100 дошли до 450 вольт, фактически пытая «ученика». Сам Стэнли Милгрэм так прокомментировал результат: «Нормальные, обычные люди готовы пойти на что угодно по команде власти».
Интересно было то, что «учитель» сам страдал фактически не меньше «ученика». Они умоляли остановить эксперимент, кусали губы, дрожали от волнения. Один из них стучал себе по голове кулаком и повторял «О Боже, пусть это, наконец, прекратится!». И всё равно продолжали переключать рубильники. Так же был вариант, когда присутствовали два «Руководителя». Они спорили: один требовал
остановить эксперимент, второй – продолжить. В такой ситуации испытуемый требовал согласованного приказа, пытался узнать кто из них главнее, и лишь после останавливал «пытку».
Как только власть начинает проявлять нерешительность, люди тут же пытается выйти из-под ее контроля.
Милгрэм заметил: «Если бы в США была создана система концлагерей по образцу нацистской Германии, подходящий персонал для этих лагерей легко можно было бы набрать в любом американском городке».
На эти эксперименты последовала жесткая критика среди журналистов, общества и других специалистов. Писали, что эти эксперименты не имеют никакого отношения к реальной жизни, что они «лабораторные». Общество почувствовало себя оскорбленным результатами таких экспериментов. Общество увидело свою трусость, бесхарактерность, равнодушие. На Милгрэма посыпались обвинения в аморальности, так как простые люди оказались поставлены в трудное положение. В лаборатории руководитель эксперимента выделялся только белым халатом, он не имел никакой власти перед испытуемыми. В реальной же жизни всё по-другому. Власть существует и в случаи неподчинения жестоко накажет провинившихся. Пешки убивают и калечат друг-друга по приказам короля.
Многие наверняка скажут, что ни при каких условиях не стали бы переключать рубильники. Но так ли это? Единственный способ проверить – это попасть в похожую ситуацию. 63 % попав в такую ситуацию, не смогли противостоять власти. Поэтому фразы, типа: «Я бы не стал!», «Я бы прямо сказал руководителю…» и прочие не имеют под собой оснований. Если подумать, в эксперименте присутствует очень распространенная дилемма: власти подчиняться нехорошо, а не подчиняться – тоже плохо. Сколько ещё людей погибнет от рук своих «братьев», сколько еще людей будут убивать и пытать невиновных перед ними людей. Мы передали государству право решать кто прав, кто виноват, и сами страдаем от этого. Мы передали государству право выбирать: кто будет жить, а кого следует убить. Но государство собственноручно не убивает. Оно передало эту «честь» на нас.
Итак, уничтожая целые народы, выжигая города и доставляя боль и страдания тысячам людей, мы также будем верить в свою невиновность и в необходимость наших зверств. Мы отдаем другим ответственность за свои поступки. Тогда нам становится легче. Мы отдаем свою судьбу другим, веря в надежную работу и социальные пособия, в пенсии и оплачиваемые отпуска. У людей современности не осталось мужество управлять своей жизнью и отвечать за свои поступки. Многие видят в подчинении и служение интересам государства свой долг. Высший долг. Такой долг в подчинении авторитетному «руководителю» возможно и видели «учителя». Всякий раз при «удара» тока «ученик» вскрикивал, дергался, жаловался, "терял сознание", но эксперимент продолжался. Люди выполняли свой "долг".
Палачи выполняли свой долг. Солдаты выполняли свой долг. Мы все выполняем свой долг.
Только кому мы должны?
Наливают, отпускают, наливают, отпускают, как в заводе по производству напитков.
Наполняют тару какой-нить жидкостью, упокуют в коробку и отправят в ларьки и магазины на продажу.
И не во сне происходит переливание, не во сне. Когда ты спишь на тебя почти невозможно воздействовать*
Теория подчинения часть первая. Стэнли Милгрэм.
Люди издревле привыкли подчиняться вышестоящим. Будь то вождь или шаман племени, будь то царь (король, император), будь то президент. И часто эти люди выполняли самые ужасные приказы: расстреливали толпы людей, вырезали мирные
деревни, казнили преступников (а точнее тех, кого назвали преступниками), бомбили мирные города, выжигали напалмом селения. И эти жертвы ни в чём не провинились перед палачами, даже часто они абсолютно не были знакомы. Сущность такого подчинения, когда одни люди готовы приносить страдания другим, исследовал американский психолог Стэнли Милгрэм (Stanley Milgram). Он провел за свою жизнь немало экспериментов, самый известный из которых будет описан здесь.
Милгрэм подал объявления в газету примерно такого содержания «требуются добровольцы. Оплата 6$/час». Добровольцев назначали «учителями», они должны были протестировать «ученика» на знание выученных слов (их сначала с помощью «учителя-добровольца» и заучивал «ученик»). Перед «учеником» ставилась задача заучить список иностранных слов. «Ученик» садился за своеобразный электрический стул. Если он ошибался, то «учитель» должен был наказать его, приведя в исполнения один из 30 рубильников, первый бил на 15 вольт, последующие увеличивали напряжение с шагом в 15 вольт до 450. Также в эксперименте присутствовал «руководитель» - сам Стэнли Милгрэм. «Руководителя» отличал белый халат и то, что он представился добровольцу руководителем.
Официально считалось, что это - научный эксперимент, в ходе которого изучаются способы запоминания. Был договор, что "учитель" мог отказаться от своей роли на любом этапе эксперимента (с потерей «зарплаты»).
Реальность же эксперимента была совершенная иная. Милгрэм пытался понять, какое количество обыкновенных, психически здоровых людей, в которых были как и мужчины, так и женщины, дойдут до 450 вольт, то есть причинят реальный вред другому, незнакомому им человеку – «ученику», по указке «руководителя».
«Учеником» был нанятый актер. Он искусно имитировал боль и страдания от ударов током. По «сценарию» он должен был довольно таки быстро перестать отвечать на вопросы, он должен был имитировать потерю сознания, конвульсии и прочее.
Перед экспериментом Милгрэм пообщался со знакомыми психиатрами, психоаналитиками и поинтересовался у них какой процент из 100 участвующих, опустят все 30 рубильников. Ответ был единодушный: 1 процент, и то это будет маньяк-садист.
В эксперименте участвовали, как и мужчины, так и женщины – все абсолютно нормальные, психически здоровые люди. «Руководитель» заранее предупредил, что ответственность он берет на себя.
Результат эксперимента был шокирующим. 63 человека из 100 дошли до 450 вольт, фактически пытая «ученика». Сам Стэнли Милгрэм так прокомментировал результат: «Нормальные, обычные люди готовы пойти на что угодно по команде власти».
Интересно было то, что «учитель» сам страдал фактически не меньше «ученика». Они умоляли остановить эксперимент, кусали губы, дрожали от волнения. Один из них стучал себе по голове кулаком и повторял «О Боже, пусть это, наконец, прекратится!». И всё равно продолжали переключать рубильники. Так же был вариант, когда присутствовали два «Руководителя». Они спорили: один требовал
остановить эксперимент, второй – продолжить. В такой ситуации испытуемый требовал согласованного приказа, пытался узнать кто из них главнее, и лишь после останавливал «пытку».
Как только власть начинает проявлять нерешительность, люди тут же пытается выйти из-под ее контроля.
Милгрэм заметил: «Если бы в США была создана система концлагерей по образцу нацистской Германии, подходящий персонал для этих лагерей легко можно было бы набрать в любом американском городке».
На эти эксперименты последовала жесткая критика среди журналистов, общества и других специалистов. Писали, что эти эксперименты не имеют никакого отношения к реальной жизни, что они «лабораторные». Общество почувствовало себя оскорбленным результатами таких экспериментов. Общество увидело свою трусость, бесхарактерность, равнодушие. На Милгрэма посыпались обвинения в аморальности, так как простые люди оказались поставлены в трудное положение. В лаборатории руководитель эксперимента выделялся только белым халатом, он не имел никакой власти перед испытуемыми. В реальной же жизни всё по-другому. Власть существует и в случаи неподчинения жестоко накажет провинившихся. Пешки убивают и калечат друг-друга по приказам короля.
Многие наверняка скажут, что ни при каких условиях не стали бы переключать рубильники. Но так ли это? Единственный способ проверить – это попасть в похожую ситуацию. 63 % попав в такую ситуацию, не смогли противостоять власти. Поэтому фразы, типа: «Я бы не стал!», «Я бы прямо сказал руководителю…» и прочие не имеют под собой оснований. Если подумать, в эксперименте присутствует очень распространенная дилемма: власти подчиняться нехорошо, а не подчиняться – тоже плохо. Сколько ещё людей погибнет от рук своих «братьев», сколько еще людей будут убивать и пытать невиновных перед ними людей. Мы передали государству право решать кто прав, кто виноват, и сами страдаем от этого. Мы передали государству право выбирать: кто будет жить, а кого следует убить. Но государство собственноручно не убивает. Оно передало эту «честь» на нас.
Итак, уничтожая целые народы, выжигая города и доставляя боль и страдания тысячам людей, мы также будем верить в свою невиновность и в необходимость наших зверств. Мы отдаем другим ответственность за свои поступки. Тогда нам становится легче. Мы отдаем свою судьбу другим, веря в надежную работу и социальные пособия, в пенсии и оплачиваемые отпуска. У людей современности не осталось мужество управлять своей жизнью и отвечать за свои поступки. Многие видят в подчинении и служение интересам государства свой долг. Высший долг. Такой долг в подчинении авторитетному «руководителю» возможно и видели «учителя». Всякий раз при «удара» тока «ученик» вскрикивал, дергался, жаловался, "терял сознание", но эксперимент продолжался. Люди выполняли свой "долг".
Палачи выполняли свой долг. Солдаты выполняли свой долг. Мы все выполняем свой долг.
Только кому мы должны?
@музыка: mob 47 - karnvapen attack
я тоже на этот счет недавно основательно раздумывала
в том числе и я сама подчиняюсь - на работе, тому, что не хочу (хотя это конечно послабее, чем эксперимент)...
инстинкты. остатки стадного чувства.
в обычных людях, любящих детях, родителях
бац и стали спать на матрасах, набитых волосами трупой и зашнуровывать своим малышам ботиночки из человеческой кожи
не просто убивали в конц лагерях, а зачем то издевались
главное чтоб работа и обязанности не ослепляли тебя..первым делом я, ты - человек со своей душой и своими мыслями*надеюсь, что своими*. А любые приказанья - своего рода преступления, своего рода унижение личности.. но раз на то пошло, что от приказов нельзя избавиться, то их хотябы нужно соизмерять со своими желаниями и позывами..в случае явного противоречия одного другому - применять какие-либо меры..
хотя ё маё, безумно запутано всё..были времена, когда за отказ от выполнения своей работы - растреливали
Fucking Blah Blah
да на войне добрая половина превращается в жесточайший комок с иглами, для которых убийство переходит в раздел в хобби.
эксперимент наверное и показывает что привычка видеть везде руководящую руку - ожесточает людей, делает их беспомощными и неспособными мыслить самостоятельно.
мне кстати тут отчётливо высвечивается весь ментовский беспредел.. ведь менты - такие же пешки в руках государства, которыми можно легко тушить любые посегательства на безопасность руководящей верхушки
если говорить в двух словах, то долбят и внушают только то, что верхушка считает нужным, только то, что не противоречит буржуазным устоям. И назвать государство аппаратом упорядочивания у меня как-то язык не поворачивается, скорее некое дерево подчинения и угнетения с абильными, вросшимися в почву корнями. Сломить его можно только в том случае, если постоянно тянуть и гнуть ветви в левую сторону.
главное чтоб работа и обязанности не ослепляли тебя..первым делом я, ты - человек со своей душой и своими мыслями*надеюсь, что своими*. А любые приказанья - своего рода преступления, своего рода унижение личности.. но раз на то пошло, что от приказов нельзя избавиться, то их хотябы нужно соизмерять со своими желаниями и позывами..в случае явного противоречия одного другому - применять какие-либо меры..
хотя ё маё, безумно запутано всё..были времена, когда за отказ от выполнения своей работы - растреливали
а сейчас просто уволят )
варианта два: либо не выполнять ничего ну или частично - и тогда непонятно как обеспечивать себя
либо становиться Самым Большим Руководителем - и, собственно, самим командовать.
правда меня не привлекает ни то, ни другое - но мы так чтобы иначе - не умеем.
уметь то мы умеем..работать на себя мы умеем..овощи, фрукты, всякие продукты мы выращивать умеем..руками домик себе смастерить - мы тоже смогём)..не так уж много нам нужно для довольной сытой жизни, только земли нам никто не даст, чтоб посадить картошку и через пару месяцефф скушать её..
земля тоже на квадраты разбита и продаётся на вес, сколько то рубликоф за килограмм) но если земля у нас уже есть, или мы её купили, то грех ей не пользоваться) *у меня вот в дерёвне два огорода с растительностью и эт очень хорошо* чем меньше мы зависимы от предоставляемых нам услуг - тем лучше)
а работать всё равно придёцца сейчас, не спорю, не спорю)
земля тоже на квадраты разбита и продаётся на вес, сколько то рубликоф за килограмм) но если земля у нас уже есть, или мы её купили, то грех ей не пользоваться) *у меня вот в дерёвне два огорода с растительностью и эт очень хорошо* чем меньше мы зависимы от предоставляемых нам услуг - тем лучше)
а работать всё равно придёцца сейчас, не спорю, не спорю)
ага..а у меня вот ни дачи, ничего...
да и руками я работать не умею и не люблю.
зато актуален вопрос итогового выбора профессии: как бы поменьше от всего_ этого абстрагироваться?
Только они являются, по большому счету, антиподом экспериментов г-на Милгрэма. Они доказали, что человек будет во много раз искренне и лобросовестнее выполнять свою работу, если к нему будут применять только метод пряника.
Здесь же речь идет о методе кнута.
По ходу, что то, что другое, легко может подвигнуть человека к подчинению.
А уж какой метод выбирать - фашизма или демократии - дело нравов.
Крутые дядьки, эти социологи. %)